Блоки контроля, использующие специальные тест — сигналы
Характерной чертой блоков контроля этого типа является наличие в их составе датчика (генератора) специальных тест-сигналов, выдаваемых в контролируемую схему. Существуют две разновидности таких блойов контроля: с непрерывной и дискретной выдачей тест-сигналов. Назовем первую разновидность блоками непрерывного тест-контроля, а вторую—-блоками дискретного тест — контроля.
Вначале рассмотрим принцип действия блока непрерывного тест-контроля, используемого для контроля исправности автопилота (рис. 4.30). Блок состоит из генератора и приемника тест-сигналов. В свою очередь, приемник тест-сигналов состоит из детектора, фильтра с выпрямителем и релейного усилителя. Генератор тест- сигналов вырабатывает сигналы Uf частоты 400 гц, модулированные по амплитуде напряжением частоты 25 гц. Тест-сигналы подаются на вход вычислительного устройства, где они суммируют-
тесГсиШШ
ся с управляющими сигналами AU, образованными в результате сложения сигналов датчиков, задающих устройств и обратной связи согласно (4.38).
Результирующий сигнал AU+Uf подается на усилитель, к выходу которого, помимо рулевой машинки, подключен приемник тест- сигналов. На нагрузке детектора (фазочувствительного выпрямителя) выделяется напряжение, содержащее переменную составляющую U/ частоты 25 гц. С помощью специального фильтра сигнал {//выделяется, а затем выпрямляется. Выпрямленное напряжение подается на релейный усилитель, который при срабатывании снимает сигнал отказа. Как видно, частота тест-сигналов Uf значительно больше частоты управляющего сигнала AU. Благодаря этому, во-первых, сигналы легко разделить и, во-вторых, тест-сигналы Uf не отрабатываются рулевой машинкой, обладающей по отношению к ним сравнительно высокой инерционностью.
Теперь допустим, что произошел обрыв цепи тракта прохождения управляющего сигнала. В таком случае тест-сигналы не поступают в приемник и с выхода релейного усилителя выдается сигнал отказа. Тест-сигналы не проходят в приемник и при других отказах автопилота.
Это достигается за счет ограничения выходного сигнала усилителя. Пока автопилот исправен, и величина управляющего сигнала At/ мала, тест-сигналы линейно усиливаются в усилителен проходят в приемник. При возникновении отказа, приводящего к появлению большого управляющего сигнала AU (например, при обрыве цепи обратной связи), результирующий сигнал AtZ-j-t// становится слишком большим для линейного усиления. Усилитель работает в режиме ограничения (насыщения), причем ограничение происходит за счет сигнала Uf. Вследствие этого сигнал и/ пропадает или уменьшается до величины, недостаточной для срабатывания релейного усилителя, а значит — для снятия сигнала отказа.
Блок контроля рассмотренного типа реагирует также на неисправности рулевой машинки и усилителя. Сигналы отказа, кроме того, выдаются при пропадании напряжения питания автопилота и неисправностях самого блока контроля. Вместе с тем такой блок не позволяет контролировать исправность датчиков сигналов в це-
лом. В некоторых случаях удается проверить выходные цепи отдельных датчиков. Для этого тест-сигналы Uf подают не прямо на вычислительное устройство, а на выходные цепи одного из датчиков, например гировертикали.
Следует также указать, что блоку контроля, представленному на рис. 4.30, присущ серьезный недостаток: при резких отклонениях рукояток управления автопилота имеют место ложные отключения. Они являются следствием возрастания управляющего сигнала AU. Для устранения ложных отключений блоки контроля дополняют логическими устройствами, подобными ранее рассмотренным.
Принцип действия блоков дискретного тест-контроля рассмотрим на следующем примере схемы контроля системы директорного управления заходом на посадку. Представим себе, что датчики сигналов, используемых в системе, подключены к вычислителю через размыкающие контакты реле. При срабатывании реле вместо этих датчиков к вычислителю через размыкающие контакты подключаются датчики эталонных сигналов. Если все элементы директорной системы (вычислители, усилители, командные приборы и т. д.) исправны, то командные стрелки и другие индексы должны занять некоторое вполне определенное положение. Тест-контроль осуществляется при нажатии летчиком кнопки, управляющей реле переключения сигналов. Очевидно, что в это время нельзя пользоваться показаниями прибора для управления самолетом.
В настоящее время блоки контроля, использующие специальные тест-сигналы, применяются для контроля исправности бортовых систем автоматического управления значительно реже, чем блоки контроля других типов. Вместе с тем следует указать, что принцип дискретного тест-контроля получил очень широкое применение для проверки исправности блоков контроля. «Такая проверка обычно проводится перед выполнением режима, например перед началом захода на посадку, перед началом выравнивания и т. д. При нажатии кнопки включения тест-контроля на блоки контроля подаются эталонные сигналы, вызывающие срабатывание этих блоков, если они исправны. В некоторых бортовых системах автоматического управления режим тест-контроля может включаться не только вручную, но и автоматически. Например, в системах автоматической посадки на самолетах фирмы Боинг предусмотрено включение автоматического тест-контроля в момент захвата глиссады.